Рекомендации Роговой Алеси Викторовны

 

  • Радуйтесь вашим сыну и дочке
  • Не перебивайте ребенка
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
  • Слушайте ребенка внимательно, не перебивая
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя”
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними
  • Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
  • Будьте терпеливы
  • Не оскорбляйте ребенка
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств
  • Чаще хвалите ребенка
  • Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений
  • Поощряйте игры с другими детьми
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)
  • Используйте развивающие игры и игрушки
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай”
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)
  • Не требуйте слишком многого — пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности
  • Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду
  • Не критикуйте ребенка
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать
  • Не запрещайте общаться с другими детьми

 

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе.

Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. 

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить.

Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы.

Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».